Сотрудничество с работодателями. Социальное партнёрство.
Важнейшим направлением модернизации профессионального образования в условиях реализации ФГОС является открытость профессионального образовательного учреждения в построении системы социального партнерства.
Данное направление работы в лицее – приоритетное. И ведётся эта работа планомерно по формированию и исполнению образовательного заказа, по трудоустройству и адаптация выпускников.
Основные выводы и результаты данной работы обсуждались на педагогических советах лицея, где были определены основные направления работы с социальными партнерами:
Сначала в лицее был проведён анализ предприятий социума:
1.Сфера обслуживания и сервис: «Салон красоты и здоровья», «Карина», «Людмила», «Прелесть», «Чародейка», «Стиль», «Фея».
2.Бурения скважин, добычи нефти и газа : ЗАО НК «КалмПетрол», ЗАО НК «Калмистерн», ЗАО НК «Евросибойл»
3.Общественное питание : Кафе-бар «Огонек», Кафе-бар «Хадрис», Бар «Огонек», кафе-бар «Виктория».
4.Професия промышленности:ООО Коммунальные сети, АОО Калм Газ, ООО «ИСК» ( Электрогазосварщики).
5.Легкая промышленность : АО «Швейная фабрика» ( Портной, закройщик), 6 частных ателье.
На вышеуказанных предприятиях работают выпускники лицея. Отзывы о выпускниках лицея положительные: выпускники лицея имеют навыки и умения по своей специальности, умеют общаться, трудолюбивы, ответственны.
В лицее профориентационная работа проводится в течение учебного года, разработана система мер по улучшению профориентационной работы: систематически участвуем в «Ярмарках вакансий» районного и республиканского уровней и мероприятиях проводимых районным Центром занятости населения, организуем рекламные информации в республиканской газете«Хальмг унн», в районной газете «Приморские известия», проводим профориентационные выезды в школы, «Дни открытых дверей», издаем рекламно-информационные материалы. За каждой общеобразовательной школой закреплены профориентаторы, которые работают с выпускниками 9-го и 11-классов, проводятся беседы на родительских собраниях в школах, работают индивидуально, посещают квартиры, выступают на праздниках «Последнего звонка» и выпускных вечерах в школах. Во время месячника профориентационной работы организуются встечи в лицее, где проводятся экскурсии и рассказывается о получаемых профессиях. Приглашаем учащихся школ в дни проведения конкурсов профмастерства. Проводим вместе с мастерами мастер-классы в школах, выставки с презентациями, участвуем в спортивных мероприятиях, приглашаем выпускников школы на вечера отдыха.
Лицей поддерживает деловые отношения с Центром занятости населения Лаганского района, который информируют об изменениях потребностей рынка труда специалистов, о реализации различных Программ трудоустройства выпускников федерального и муниципального уровней.
Основным способом выстраивания партнерских отношений в образовании является социальный диалог, в который вступают стороны, с целью достижения соглашения на договорной основе по вопросам, представляющим взаимный интерес. В частности производственная практика и стажировка проводится на предприятиях, учреждениях района, на основании подписанных Договоров: в РГУП Каспийское лесничество (бухгалтера), ИЧП кафе - баре «Заян», ИЧП Кафе «Огонек», ИЧП кафе - баре «Хадрис»( Повар, кондитер, официант), ООО Коммунальные сети, АОО Калм Газ, ООО «ИСК» ( Электрогазосварщики), ЗАО НК Калмистерне ( Пом. бурильщика, оператор по добыче нефти и газа ), АО «Швейная фабрика» ( Портной, закройщик) и другие.
Информация по профессиональной подготовке БОУ НПО РК «Профессиональный лицей№1».
Профессии
|
2010г. |
2011г. |
2012г. |
2013г |
Итого по профессиям |
Повар(5м.) |
13 |
10 |
16 |
|
39 |
Оператор ЭВМ (5м.) |
10 |
14 |
7 |
5 |
36 |
Водитель кат. «В,С» (5м.) |
79 |
66 |
0 |
|
145 |
Водитель кат. «В» (2,5м.) |
0 |
0 |
126 |
120 |
246 |
Рулевой (кормщик)(2м.) |
49 |
66 |
183 |
60 |
243 |
Итого выпуск учащихся по годам: |
151 |
156 |
217 |
185 |
|
|
|
|
|
|
|
Выпускники БОУ НПО НПО «ПЛ№1» востребованы на рынке труда. Практически в каждом предприятии общественного питания г Лагани и в Черноземельском районе, а также Лиманском районе Астраханской области работают повара и кондитеры – бывшие выпускники лицея. После прохождения производственной практики 25 % выпускников были оставлены на постоянную работу. Шесть выпускников стали индивидуальными предпринимателями. Некоторые выпускники работают поварами вахтовым методом в нефтяных организациях, некоторые устраиваются на работу через стажировку центра занятости населения. В коллективных фермерских хозяйствах работают 12 выпускников, два из них открыли свои КФХ. Возрос процент выпускников, желающих служить в рядах Российской Армии .
Выпускники лицея продолжают обучение в Калмыцком государственном университете.
Информация о трудоустройстве выпускников БОУ НПО РК «Профессиональный лицей №1»
Профессии |
трудоустроено |
Призваны в ряды ВС РФ |
Продолжили обучение |
В поисках свободного трудоустройства | ||||||||
годы |
2009-2010 |
2010-2011 |
2011-2012 |
2009-2010 |
2010-2011 |
2011- 2012 |
2009-2010 |
2010-2011 |
2011-2012 |
2009-2010 |
2010-2011 |
2011-2012 |
Бухгалтер |
- |
6 |
- |
2 |
1 |
- |
6 |
11 |
- |
- |
- |
- |
Парикмахер |
4 |
6 |
4 |
- |
- |
1 |
2 |
3 |
2 |
2 |
- |
1 |
Коммерсант в торговле |
- |
9 |
- |
- |
- |
- |
- |
7 |
- |
- |
2 |
- |
Оператор нефтяных и газовых скважин. |
20 |
10 |
6 |
3 |
6 |
3 |
5 |
1 |
3 |
2 |
1 |
- |
Бурильщик эксплуатационных и разведочных скважин. |
4 |
4 |
- |
2 |
5 |
- |
- |
2 |
- |
- |
- |
- |
Сварщик (электросварочных и газосварочные работы) |
1 |
8 |
2 |
10 |
3 |
6 |
1 |
- |
3 |
- |
- |
|
Повар, кондитер |
4 |
6 |
10 |
1 |
- |
2 |
1 |
3 |
4 |
- |
- |
1 |
Портной |
4 |
5 |
3 |
- |
- |
- |
2 |
3 |
3 |
2 |
- |
|
Всего: |
37 |
54 |
25 |
18 |
15 |
12 |
17 |
30 |
|
6 |
3 |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Выпуск учащихся: |
78 |
102 |
54 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вышеуказанные специальности являются востребованными, т.к. рост безработицы и невостребованность выпускников школ на рынке труда повысили интерес выпускников и их родителей в получении профессий для работы в сфере обслуживания и организации малого бизнеса.
В условиях экономического кризиса лицей реализует две важнейшие функции: социальной защиты обучающихся через получение ими качественного начального профессионального образования, и экономическую функцию–постепенное воспроизводство квалифицированных трудовых ресурсов для предприятий и организаций всех отраслей экономики республики, поэтому в лицее проводится подготовка и переподготовка незанятого населения. Совместно со Службой занятости населения РК в Лаганском районе выполняется Программа по трудоустройству, стажировке, выполнению общественных работ выпускников. Также проводятся «Ярмарки вакансий», где присутствуют работодатели. И учащиеся, их родители имеют возможность познакомиться с вакантными местами.
Анализ социально-трудовой адаптации выпускников за последние 3 лет показывает следующее: в среднем 50%- трудоустроено, 30%- поступают в учреждения среднего и высшего профессионального образования, 20%- призываются в ряды Российской Армии.
С помощью интервьюирования, в котором приняли участие руководители предприятий - социальных партнеров, были получены следующие результаты. 73% работодателей города заинтересованы в квалифицированных кадрах и предпочитают, в первую очередь, выпускников лицея, постоянных жителей Лаганского района, тем самым страхуются от текучести кадров. Мониторинг производственной адаптации и закрепляемости выпускников показывает, что отмечается положительная динамика создания оптимальных условий для быстрой и безболезненной адаптации молодых рабочих к требованиям современного рынка труда. Наши выпускники наиболее адаптированы к работе на производстве, что позволяет сделать вывод о более высоком качестве их подготовки.
В лицее проводятся «круглые столы», куда приглашаются представители администрации района, и руководители предприятий, бизнесмены, на котором обсуждаются проблемы партнёрских связей, вопросы прохождения производственной практики, и трудоустройства.
Внешняя оценка качества образования осуществляется всеми социальными партнерами лицея по следующим критериям: уровень профессиональной квалификации выпускника, востребованность выпускника на рынке труда, социальная компетентность выпускника, уровень общего развития выпускника.
В качестве внешних экспертов при определении качества образования выступали работодатели, общественные организации, родители, органы власти и управления, и другие социальные партнеры.
Внешняя оценка качества образования осуществляется всеми социальными партнерами лицея по следующим критериям: уровень профессиональной квалификации выпускника, востребованность выпускника на рынке труда, социальная компетентность выпускника, уровень общего развития выпускника. Данные критерии отражают специфику развития БОУ НПО РК «Професс. лицей №1» и конкурентоспособность на рынке образовательных услуг.
При оценке качества подготовки специалистов начального профессионального образования исходим из того факта, что они должны быть адекватны существующим социально-экономическим условиям. Это позволило нам выделить такие основные критерии оценки и их показатели:
· уровень профессиональной квалификации выпускника: полученный разряд, смежные специальности, участие в конкурсах профессионального мастерства, опыт работы по специальности во время учебы;
· востребованность выпускника на рынке труда: трудоустройство по специальности и закрепление на рабочем месте;
· социальная компетентность выпускника: социальная мобильность, готовность к непрерывному образованию, развитые коммуникативные навыки, социально-экономическая и социально-правовая компетентность, сформированная гражданская позиция;
· уровень общего развития выпускника: наличие социально-необходимого уровня общей культуры, позитивная самооценка, социально-психологическая устойчивость, удовлетворенность качеством жизни.
Таким образом, в качестве критериев эффективности социального партнерства лицея как фактора повышения качества образования мы рассматриваем не только качество знаний и умений учащихся, но и сформированность у них ключевых компетенций, трудоустройство выпускников, удовлетворенность работодателей, удовлетворенность учащихся, родителей и педагогов.